Отчет об итогах реализации работы по повышению финансовой грамотности в МКОУ «Нижнеграйворонская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области
Работа по повышению финансовой грамотности в проводилась МКОУ «Нижнеграйворонская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с общеобразовательной общеразвивающей программой «Уроки финансовой грамотности», а так же в соответствии с планом воспитательной работы школы и планами воспитательной работы классных руководителей.
В рамках реализации программы «Уроки финансовой грамотности» занятия проводились 1 раз в неделю с обучающимися 1 – 11 классов. Данные занятия способствовали формированию у подростков мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания; субъектной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений); способствовали выбору наиболее привлекательной профессии и становлению успешности и предприимчивости.
При проведении занятий использовались:
Различные формы:
уроки-лекции;
уроки применения знаний на практике;
уроки навыков (тренировочные);
уроки комплексного применения знаний.
Методы и приемы:
дискуссии;
практико-ориентированные игры;
деловые встречи со специалистами финансовых структур;
использование технических средств обучения, ресурсов интернета;
работа с источниками экономической информации;
интегративные технологии;
индивидуальная проектно-исследовательская деятельность.
Занятия в рамках реализации программы «Уроки финансовой грамотности» включали в себя 7 основных блоков:
- Личное финансовое планирование (за занятиях ребята говорили о деньгах, об их роли, о цене и товаре, о том из чего складывается цена, что такое человеческий капитал, семейный бюджет, личный бюджет, личный финансовый план и др.
- Банковская система (на занятиях ребята узнали что такое банк и как он работает, познакомились с основными видами банковских услуг, с понятием кредит, видами кредита, узнали что такое ипотека, банковские карты, электронные финансы, в чем состоит польза банков и тд.)
- Страхование (на занятиях ребята знакомились с понятием страхование и видами страхования)
- Потребитель и его права (кто такое потребитель, каковы его права, понятия реклама, публичная оферта, рекламодатель, социальная реклама, защита прав потребителей – это пример вопросов, которые рассматривались при изучении данного раздела).
- Человек и государство: как они взаимодействуют (что такое налоги и зачем их платить, понятие и виды налогов, налоговый вычет, налоговые льготы, пенсия и тд.)
- Финансовое мошенничество (понятие мошенничества, виды мошенничества, виды мошенничества в интернете, безопасность при использование платежных карт и тд.)
- Собственный бизнес (изучая данный раздел, ребята познакомились с понятиями малого и среднего бизнеса, научились составлять бизнес-план и др.
Занятия носили как теоретический, так практический характер. Особый интерес у обучающихся вызывали занятия, которых они решали кейсы, различные задачи, тесты, участвовали в экономических играх и тд.
В течение учебного года в соответствии с планами воспитательной работы школы и классов обучающиеся школы принимали участие в различных мероприятиях по финансовой грамотности:
Онлайн-уроках финансовой грамотности, организованные Банком России и Министерством Просвещения РФ;
Всероссийской онлайн – олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству для 1-9 классов;
Классных часах, деловых играх и тд.
В рабочие программы по обществознанию, технологии, математике, экономике включены были темы по финансовой грамотности:
Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. 5,7,10-11 в рамках раздела «Домашняя экономика»
Пенсионная реформа 10-11
Менеджмент домашней экономики 5,7,8 в рамках раздела«Домашняя экономика»
Налоговое законодательство РФ 9-11
Источники финансирования предпринимательства 8,9-11
Государственный бюджет РФ 9-11
«Карманные деньги: за и против» 7-8 в рамках раздела «Домашняя экономика»
Деньги, их функции. 7,10,11
Банковская система России 10-11
Решение задач по финансовой грамотности на уроках математики В октябре была проведена
стационарная игра для 5-6 классов «Как грамотно вести семейный бюджет?». В марте прошло мероприятие «Доходы» в 7-8х классах в рамках урока обществознания в формате мастер-класса по теме: «Работа с 14 лет».
Уроки финансовой грамотности, проведенные в рамках классных часов, способствовали повышению мотивации обучающихся к стремлению быть более осведомленными в вопросах разнообразия мира финансовых услуг.
В целом все мероприятия по повышению финансовой грамотности, проводимые в МКОУ «Нижнеграйворонская СОШ» - это не разовые проекты. Это целенаправленная деятельность образовательного учреждения, Банка России, органов местного самоуправления, учреждений по работе с молодежью, средств массовой информации, общественных объединений и иных социальных институтов.